Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Category:

Военно-морской бум. Часть 1

Оригинал взят у navy_korabel в Военно-морской бум. Часть 1
.
Признаюсь честно: причиной моего длительного "отпуска" явилась не только усталость от довольно-таки моно-тонной работы в блоге, но и подавленное состояние, вызванное неопределённостью перспектив отечественного военно-морского строительства. Буквально отовсюду − из официальных сообщений СМИ, статей экспертов, специализирующихся на ВМФ и ОПК, комментариев гостей моего журнала − слышалось одно: "секвестр военного бюджета", "урезание расходов на флот", "свёртывание программы военного кораблестроения" и даже "заговор ведомств Шевцовой и Королёва" (себе в убыток!).


Главный военно-морской парад в Кронштадте: "Кулаков", "Горшков", "Сообразительный", "Шабалин", 30.07.2017 (фото из репортажа А. Блинова и И. Дёмкина с mil.ru)


И вот, стоило мне отойти от дел, как всё чудесным образом преобразилось, причём "чудесным образом" − это не фигура речи. Думается, мало кто предвидел столь стремительное развитие событий в правильном направлении. Ключевых событий, во время которых (в связи с которыми) секретоносители делились с общественностью кое-какими секретами, было три: Международный военно-морской салон (МВМС-2017) в СПб 28.06-02.07.2017, утверждение ВВП 20.07 Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. и Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге и Кронштадте, а также парады в Североморске, Владивостоке, Севастополе и Балтийске 30.07.2017.

Поскольку на автора блога и его уважаемых читателей за короткое время обрушился слишком большой объём информации (к счастью, в основном позитивной) в настоящей записи сделана попытка систематизировать то, что стало известно за последнюю пару месяцев (в основном, по классам кораблей), чтобы привести в порядок мысли и чувства и более чётко "видеть ориентир".


Немного о финансировании

Финансирование вооружённых сил − дело тёмное, в особенности с учётом секретных статей госбюджета (по некоторым данным до 30% от прямых военных затрат). Сокращение расходов на оборону, скорее всего, действительно имеет место быть, однако следует иметь в виду, что в течение последних 10 лет Минобороны было в основном озабочено тем, чтобы привести в божеский вид сухопутные войска и авиацию, что, слава Богу, сделать удалось. Флот за тот же период времени обновился очень мало: за исключением  "Бореев" и "Ясеней" (альтернатива там была одна − остаться без атомного подводного флота) строили в основном МРК, "Грачат", "Рапторов", гидрографические катера и прочие суда обеспечения.

Поскольку на СВ и ВКС денег теперь понадобится гораздо меньше (модернизировать их будут не в авральном, а в рабочем порядке), появилась возможность немного сократить военный бюджет и всерьёз заняться флотом. При этом "безумно дорогие" авианосцы и эсминцы, которых согласно распространённому мнению мы  позволить себе не можем, на самом деле таковыми не являются, т. к. деньги на них расходуются не сразу, а равномерно по финансовым годам. Так например, при стоимости АВ 300 млрд. руб. и продолжительности постройки 7 лет на один год будет приходиться около 43 млрд руб., что эквивалентно двум фрегатам. Не думаю, что 3% от заявленных на 2017 г. на закупку ВВСТ 1,4 трлн руб. (ссылка 1) можно назвать неподъёмной суммой.


Соображения общего характера

1. В тексте "Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 г." (далее − "Основы-2030") (ссылка 2) говорится: "Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы" (п. 8) − это действительно так, и я не уставал напоминать об этом, в то время как некоторые из моих гостей откровенно потешались над данным тезисом.

2. Там же (п. 53): "Тенденции развития современной геополитической обстановки в мире убедительно подтверждают, что только наличие сильного Военно-Морского Флота обеспечит Российской Федерации лидирующие позиции в многополярном мире в XXI веке, позволит ей эффективно реализовывать и защищать свои национальные интересы" − отрадно, что руководство страны пришло-таки к такому выводу (надеюсь, что раз и навсегда).

3. "Приоритетными направлениями государственной политики в области военно-морской деятельности являются... сбалансированное развитие Военно-Морского Флота в целях недопущения исключительного превосходства над ним военно-морских сил США и других ведущих морских держав" (п. 30-в); "Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно- Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям" (п. 39); и ещё раз: "Показателями эффективности мер по реализации государственной политики в области военно-морской деятельности являются... уровень оснащённости Военно-Морского Флота современными вооружением, военной и специальной техникой обеспечивающий  ему второе место в мире по боевым возможностям" (п. 51-а) − понятно, что превзойти США и даже Китай по численности корабельного состава мы не сможем, поэтому вся надежда на боевые возможности, т. е. на высокие (очень высокие) ТТХ боевых кораблей и морского оружия.

4. "В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия [с целью нанесения ущерба флоту противника на уровне не ниже критического (51-б)] является действенным сдерживающим фактором" − такая вот страшилка для НАТО. В замечательной монографии А. Широкорада "Огненный меч российского флота" (2004, стр. 195) при описании РКР пр. 58 говорится: "Обычно одна из четырёх ракет П-35 [4 из 16] имела специальную боевую часть в 20 кт". Уверен, что с тех пор все ударные корабли ВМФ Советского Союза и России выходили и выходят на БС с тактическим ядерным оружием. Теперь, когда подобный подход к составу боезапаса "узаконен" Основами-2030, натовским военморам должно стать очень неуютно в морях и океанах.

5. "С развитием высокоточного оружия перед Военно-Морским Флотом стоит качественно новая задача − уничтожение военно-экономического потенциала противника путём поражения его жизненно важных объектов с моря" (п. 33); "Наличие достаточного количества высокоточного оружия и возможность его применения разными способами позволят обеспечить сдерживание широкомасштабных военных действий против РФ" (п. 34) − ещё одна страшилка для стран НАТО и не только для них.

6. "Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются... развитие системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в соответствии с российскими морскими традициями и морским  наследием, реализация комплекса мер по повышению престижа военной службы в Военно-Морском Флоте" (п. 29-а) − в данном случае речь идёт о формировании морской нации, без чего создание полноценного океанского флота, на мой взгляд, невозможно, ибо слишком сильны будут во власти и в обществе позиции носителей сухопутных взглядов.

7. "Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются... развитие пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота за пределами Российской Федерации; формирование группировок специальных кораблей и судов для всестороннего обеспечения деятельности сил (войск) ВМФ в Мировом океане (29-ж); и ещё: "Приоритетными направлениями государственной политики в области военно-морской деятельности являются... Обеспечение возможности длительного [постоянного (38-ж)] присутствия сил (войск) Военно-Морского Флота в стратегически важных районах Мирового океана" (30-г) − некогда (довольно давно) автором блога была предпринята попытка представить перспективные пункты маневренного базирования (МТО) ВМФ России (ссылка 3), однако на сегодняшний день помимо Тартуса наиболее реальными вариантами представляются Камрань, Сейшелы, Ангола или Экваториальная Гвинея, Куба или Никарагуа (было бы неплохо обустроиться в ЮАР и в западной части СЗМ, но об этом пока речи не идёт). Думается, что в недалёком будущем наши военные моряки будут чувствовать себя гораздо комфортнее вдали от родных берегов.

8. "Военно-Морской Флот должен соответствовать следующим основным стратегическим требованиям... в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии: способность оперативно и скрытно развертывать силы (войска) в удалённых районах Мирового океана" (40-а) − уточнение "войска" (в скобках) подразумевает наличие океанских морских десантных сил;

"в военное время: 1) способность нанесения неприемлемого ущерба противнику в целях его принуждения к прекращению военных действий на условиях гарантированного обеспечения национальных интересов Российской Федерации; 2) способность к успешному противоборству с противником, обладающим высоко-технологичным военно-морским потенциалом [высокоточным оружием], с группировками его военно-морских сил в ближних, дальних морских зонах и океанских районах; 3) наличие оборонительных возможностей высокого уровня в области противоракетной, противовоздушной, противолодочной и противоминной обороны; 4) способность к долговременной автономной деятельности, в том числе к самостоятельному пополнению запасов материально-технических средств и оружия в удаленных районах Мирового океана с судов тылового обеспечения новых проектов" (40-б) − наличие оборонительных возможностей высо-кого уровня само по себе может свести на нет количественное превосходство противника.

Продолжение следует.
Tags: Армия и ВПК, ФЛОТ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments