Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Categories:

Seebird SB7L-360 Seeker в ВВС Ирака

Американское вторжение в Ирак в марте 2003 года, завершившееся взятием Багдада и крушением режима Саддама Хуссейна, стало и концом агонии прежних иракских ВВС.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-001.jpg

В ходе войны боевые самолеты Ирака практически не произвели ни одного вылета, противник зафиксировал лишь эпизодические полеты иракских вертолетов. Как заявили оккупационные власти, захваченные на аэродромах боевые самолеты Ирака, оказались в плохом техническом состоянии и американцы отправили их на свалки и разделку. Интересно то, что та же судьба ждала и 45 пригодных к полетам вертолетов – по утверждениям американцев их обслуживание потребовало бы слишком больших затрат. Скорее всего, это было просто продолжением американской политики по уничтожению всех прежних силовых структур поверженного саддамовского Ирака и авиатехника пала жертвой своеобразной мести победителей поверженному противнику.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-002.jpg
Первый SBL7-360 Seeker получил обозначение YI-101. Фото было сделано вскоре после прибытия в Ирак — ясно видно отсутствие «шарика» оптико-электронной системы Ultra 8500FW Gyro, которая было установлена позже.

Однако вскоре иллюзии о быстром построении демократии по западному образцу в отдельно взятой арабской стране рассыпались под ударами разрастающейся партизанской войны против оккупационных властей. И уже через год после того, как американцы «разрушили до основания» авиацию прежнего режима, в апреле 2004 оккупационные власти предприняли первые шаги по созданию новых ВВС Ирака. В качестве цели им была поставлена задача воздушного наблюдения за границами и нефтегазовой структурой страны. Кроме того, было необходимо обеспечить транспортные возможности для перевозки грузов, персонала и VIP-персон.

10 июня 2004 американское Центральное Командование заключило контракт на 2,3 млн. USD с Seabird Aviation Jordan на поставку двух легкомоторных SBL7-360 Seeker иорданской постройки для ВВС Ирака. Контракт также включал обучение и обслуживание. Уже в середине июля американский транспортный С-130Н доставил самолеты в Басру и 18 августа 2004 года новые иракские ВВС совершили первый вылет. Самолеты получили номера YI-101 и YI-102, и вошли в состав сформированной 70-й эскадрильи.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-003.jpg
Этот же борт YI-101 уже с оптикой

Иракские машины были оснащены стабилизированной оптико-электронной системой наблюдения Ultra 8500FW Gyro ("шарик" под фюзеляжем). Система включает дневную телекамеру и ночную инфракрасную систему наблюдения способную обнаружить человека на расстоянии 3-3,5 км с высоты 600 м.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-004.jpg
Второй и последний SBL7-360 Seeker YI-102

Иорданцы оптимистично планировали собрать для Ирака 24 таких SBL7-360 Seeker, но после поставки первых двух самолетов дело намертво застопорилось. В чем было дело толком не известно, но в одном из интервью, которое дал в 2007 году американский бригадный генерал Стефен Хуг американской военной прессе прозвучал примерно такой пассаж в отношении SBL7-360 Seeker: "Хороший маленький самолетик с отличным обзором и небольшой скоростью для контроля трубопроводов. Но у него есть ограничение – боковой ветер его может перевернуть. Поэтому реально его можно использовать только зимой и в начале лета, до начала сильных ветров». Можно предположить, что такая "сезонность" в применении самолетов категорически не устроила иракских генералов и они категорически отказались от продолжения закупок этих "хороших маленьких самолетиков" даже на американские деньги, продолжив свои "эксперименты" с выбором подходящей техники.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-006.jpg
YI-101 закатывают в ангар в Басре. Видно, что из опознавательных знаков у самолета только флажки на киле

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-001.jpg
SBL7-360 Seeker в процессе своей недолгой летной карьеры в иракской авиации

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-007.jpg
Американский генерал с хозяйским видом сидит в кабине SBL7-360 Seeker. И он прав — самолет куплен американскими военными на американские деньги. Перед ним командир 70-й эскадрильи полковник Сами.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-008.jpg
Бывшие «соколы Саддама» в кабине Seeker. Им новые хозяева вручили такую «передовую технику» — где восторг на лицах?

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-010.jpg
На снимке сделанном в Басре в январе 2009 иракцы еще занимаются самолетом — видимо он еще вполне себе летает.

Очевидно, что оба SBL7-360 Seeker эксплуатировались не очень долго, так как быстро пропали из виду амекриканских армейских фотографов, и так уже и не "всплыли" в соцсетях иракских военных. Последняя известная фотография запечатлела их в 2010 году в самом дальнем углу ангара 70-й эскадрильи. Причем, оптико-электронной системы Ultra 8500FW на самолетах уже нет - так как она полностью идентична установленной на самолетах SAMA CH2000-MTSA (пришедших на смену SBL7-360 Seeker), то явно демонтированы для поддержания боеспособности CH2000-MTSA.

Iraq AF - SB7L-360 Seeker-009.jpg
В дальнем углу ангара 70-й эскадрильи ВВС Ирака. Оба SBL7-360 лишились оптики и скорее всего уже не летают. Снимок 2010 года.
Оригинал взят у militarizm
Tags: Авиация и Космонавтика, Ливия Война 21 век
Subscribe

Posts from This Journal “Авиация и Космонавтика” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments