Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

рокайлей в ленту вам

Из Художественно-Исторических музеев.



Часто рокайль существует в нашем сознании как нечто абстрактно-схематическое.
Типа как классические ордерные системы, только расхлябаннее.
А между тем он не таков! В то время, когда он был в моде, каждый мастер рисовал и понимал его по-разному. Когда в одном месте собрано много хорошей мебели разных мастерских, за стилем орнамента так же любопытно наблюдать, как за стилями живописи.

2. Вот тут рокайль только наметился, он ещё даже и не рокайль, а самая первая его зарница, постепенно встающая из недр классического акантового листа, пластинки которого мастер начал вытягивать, сморщивать, гнуть и задирать сверх привычной нормы.




3, 4, 5 - совсем другое дело! Рокайль как таковой полностью оформился, оторвался от ветки родимой и зажил своей особой, но прекрасной жизнью. Он теперь больше похож на мелкогофрированную ленту, и о растительном происхождении его смутно напоминает только радиальная ориентация гофров, расхождение их веером - независимо от того, есть ли у них "стебель" или они автономно в пространстве плавают. Уже практически невозможно узнать ни листья как таковые, ни вот эту большую розу (или капусту?) посередке - они теперь именно и только рокайли.






Рельеф совсем низкий, отдельные цветуечки малоубедительно пристроены там и сям в подмышках рокайлей, а то, что было прожилками листьев, сделалось отдельными колбасиками - выполняющими, впрочем, ту же декоративную функцию членения формы и подчеркивания  ее динамики.




6, 7, 8 - а здесь опять другие пироги.
Ещё более абстрактные.
Автор строит рокайль не на расходящихся веером, а на почти параллельных линиях, неловко заворачивая их в критические моменты. Мелкоизмятые рокайли не растут на веточках-стебельках, а укладываются рядом с ними или протыкаются ими насквозь. Выносные элементы массивны и размашисты, разнообразны (розочки, крылья, спиральки) - и не всегда убедительно склеены друг с другом. Забавное, несколько тревожное сочетание наглости и робости. Композиция натужно асимметрична, автор более модничает, чем действительно чувствует стиль.












9
А вот какой уверенный, высокого рельефа и крупного лаконичного рисунка. Весь насквозь пронизан единой ритмической и динамической идеей. И композиция на филенке шкафчика такая спокойная и уравновешенная, какие бывали только в раннем барокко.



10 - 14
Тоже очень уверено, мастеровито и гораздо сложнее предыдущего. Рокайль присутствует и в виде гиперразвитка растительных мотивов, и в абстрактной своей ипостаси, в высоком и низком рельефе, непринужденно переплетается с конструктивными элементами шкафчика - вобщем, вся палитра совершенного владения стилем и нежной к нему любви.










Стамеска делает чудеса, на которые не всякая кисть способна. Мягкое и точное туше, щедрость и свобода.



Уходишь из музэя с парой сотен фотографий и твердым убеждением, что в Раю должны расти груша и дуб, вяз и орех. Мореные. Резные.
Оригинал взят у mmekourdukova в рокайлей в ленту вам
Tags: Деревянная красота.
Subscribe

Posts from This Journal “Деревянная красота.” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments