Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Category:

С днем велосипеда!

Оригинал взят у vikond65 в С днем велосипеда!
0_c098c_9bb796d1_orig

Поздравляю всех, кто хоть раз в жизни крутил педали двухколесного средства передвижения, с сегодняшним праздником - днем российского велосипеда! По придуманной кем-то легенде, именно в этот день ровно 215 лет назад уральский крепостной крестьянин Ефим Михеевич Артамонов то ли изобрел велосипед, то ли приехал на своем изобретении в Петербург и продемонстрировал его царю Александру Первому.

Правда, уже давно доказано, что Артамонов - вымышленная фигура, никакой информации о нем самом и его изобретении в архивах нет, а первое упоминание о нем содержится в изданной в 1896 году книге некоего Белова "Исторический очерк уральских горных заводов". Сам же "велосипед Артамонова", хранящийся в Ирбитском краеведческом музее (см. фото вверху), согласно металловедческой экспертизе, сделан из бессемеровской стали, которую начали выплавлять только в 1860-е годы. По конструкции он является подражанием широко распространенным в конце XIX века велосипедам типа "паук".

Efim-bike

Памятник Артамонову в Екатеринбурге и еще одно воспроизведение его легендарного велосипеда в Нижнем Тагиле.

В общем, очередной "праздник на пустом месте". И тем не менее, почему бы его не отметить? Ведь отмечаем же мы 23 февраля, хотя историческая подоплека этой даты тоже довольно спорная. А я в честь праздника решил разместить подборку реальных велоизобретений эпохи стимпанка. Впрочем, кое что по данной теме я уже публиковал, поэтому, чтобы не повторяться, приглашаю интересующихся в этот пост двухлетней давности.

US59915-0
Судя по всему, первый двухколесный экипаж, приводимый в действие ножными педалями, изобрели в 1862 году французы Пьер Лаллеман и Пьер Мишо. Они же придумали термин "велосипед". Есть и другие претенденты, всего их около 20, но доказательства их приоритета более сомнительны. После Франции Лаллеман и Мишо запатентовали свое изобретение во многих странах, вверху - чертеж из американского патента 1866 года.
MichauxVelocipede20140202_1538_s

В конце 1860-х годов выпуск фелосипедов был налажен на каретной фабрике, принадлежавшей Мишо. Новая игрушка пришлась по вкусу французской публике и неплохо раскупалась, хотя езда по булыжным мостовым на деревянных, обитых железом колесах была, мягко говоря, не очень комфортной. Не случайно в англоязычных странах велосипед получил прозвище Boneshaker - "костотряс". Тем не менее, в 1870 году в одном только Париже было уже порядка 1200 велосипедов. На снимке - одна из серийных моделей, на которой появился тормоз.

img58a3342589e1336ddc550920ba6f1b2a

Еще один хорошо сохранившийся велосипед Лаллемана-Мишо с измененной формой рамы из пражского технического музея.

5463_original

Катанием на великах не брезговали и коронованные особы. Этот образец принадлежал царю Александру Первому. Обратите внимание, что длина педалей у него регулируется.

cropped-hw1868p812066-copy

На "костотрясах" Лаллемана-Мишо проводились первые велосипедные гонки, причем не только мужские, но и женские.

791e80a76eaad523ac05c7d55159cb8b

В 1869 году шотландский каретный мастер Томас МакКолл решил составить конкуренцию французским велосипедам, представив собственную разработку, в которой педали надо было не крутить, а качать. Однако машина получилась тяжелой, медлительной и не заинтересовала покупателей.

138600503

Про "велопауков" и одну из попыток устранения их недостатков я уже писал. Гораздо более радикальным нововведением было изобретение в 1879 году англичанином Гарри Лоусоном цепного привода на заднее колесо. Правда, в первой модели "безопасного бициклета", как Лоусон назвал свое изделие, переднее колесо "по инерции было сделано гораздо больше заднего, хотя никакой надобности в этом уже не было.

h-j-lawson

Во второй модели Лоусон ударился в другую крайность, теперь огромным стало заднее колесо. Ни тот, ни другой велосипед коммерческим успехом не пользовались, но идею цепной передачи подхватили многие велопроизводители.

mh_17

И только к концу 1880-х велосипед приобрел более-менее привычные нам очертания. Тогда же (в 1888 году) Джон Данлоп изобрел пневматические шины, однако из-за их сложности, дороговизны и относительной недолговечности вплоть до конца XIX века большинство велосипедов выпускалось с ободами из сплошной резины. Кроме того, у них отсутствовала втулка свободного хода (изобретена в 1898 году), поэтому, чтобы не крутить педали постоянно, велосипедисты на длинных спусках ставили ноги на подножки, укрепленные на передней вилке.

1890-Columbia-Camelback-hard-tire-safety-bicycle

Формы велосипедных рам поначалу сильно варьировались, например у этой американской модели "Коламбиа" 1890 года изящная рама сделано зацело с крыльями и защитной накладкой цепи. Шины еще сплошные, но зато появилася пружинный амортизатор переднего колеса и привычный всем велосипедистам ХХ века звонок.

Lot-45-c.-1897-Columbia-model-40-military-cavalry-pneumatic-safety-bicycle.-EST-4-5k

А это разработанная в 1897 году "Кавалерийская модель" той же фирмы с пулеметом "Кольт", .

1884_Kangaroo_Dwarf_Safety_Bicycle_1884

Наряду с двухколесными в 1880-90 годах выпускалисть и находили свою аудиторию трехколесные велосипеды. Их обычно покупали любители неторопливых велопрогулок. Трицикл "Ройял-Сальво", идентичный изображенному на левом снимке, принадлежал королеве Виктории, которая каталась на нем по парку уже в весьма почтенном возрасте.

А справа - весьма экзотичная конструкция - английский велосипед "Кенгуру" 1884 года - попытка объединить схему "паук" с цепным приводом. Применение цепей позволило опустить и сдвинуть назад седло, что сделало велосипед более безопасным. Однако уже существовали велосипеды классической схемы с задним ведущим колесом, оказавшиеся гораздо более удобными, поэтому "Кенгуру", несмотря на активную рекламу, не получили распространения. А о старинной велорекламе мы еще поговорим.



Tags: Забытые страницы истории, Мир техники, Техника.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments