Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Categories:

Дама, не дама, и дама но не вама...

Оригинал взят у bigdrum в Дама, не дама, и дама но не вама...
Когда я пьян - а пьян сейчас я - я могу чего-то такого ляпнуть, что изменит угол зрения, условия освещения и прочие видеоэффекты. А что делать, алкоголь - самый легкодоступный психотроп, употребление которого не преследуется по закону, если без нанесения телесных и имущественных, хотя и порицаемый социально, но тем не менее...

Олег Дивов объявил о выходе из франшизы "Профессия: инквизитор". Хорошо это или плохо, прав Олег или нет, и вообще - куда пойти куда податься восторженному читателю? Особенно если учесть, что громкий выход громкого писателя из громкой франшизы, если посмотреть на читателей оной франшизы, вполне соответствует классическому:

Ужас
    из железа
             выжал стон.
По большевикам
              прошло рыданье.


Начнем с читателя. Читатель делится на несколько категорий. Читатели первой категории, тонкие ценители и истинные знатоки, читают много, в основном хорошее (на их извраощренный вкус) и предъявляют претензии. Им плевать на фамилию автора, их интересует качество. Я отношусь именно к этой категории, и с точки зрения этой категории могу сразу сказать - мы предвкушаем новые оттенки вкуса, новый афтетест и вообще - нам будет, чем заняться. Читатель второй категории "ходит на Дивова", им все равно, что напишет Олег - их будет переть нипадецки в любом случае. Для них выход Олега из франшизы тоже означает новые вкусы - только в других произведениях и других циклах любимого автора. Читатели третьей категории просто полюбили Деллу Берг, переживают за нее и за Августа Маккинби, и еще - за собаку Василису. Им будет труднее всех...

Касательно самой франшизы. Очень сложный, очень многоуровневый, очень структурированный мир с предысторией(ями), подтекстом(ами) и вариантами развития. На самом деле, сложность "Инквизитора" сопоставима, а возможно, и превышает сложность азимовского "Фонда" ("Академии", "Основания"). У Азимова - разнесенные по времени и пространству изолированные истории, нанизанные на фабулу общего, но анонимного действующего лица - Фонда Селдона - и потому такое писать можно, не особо заботясь о взаимных связях произведений, каковых связей немного и они слабые. В "Инквизиторе" все компактно, близко, сильно взаимодействует, и несмотря на меньший, чем у Азимова, масштаб происходящего - держать все вместе гораздо труднее.

С точки зрения структуры "Инквизитор" - уже событие в отечественной фантастике, нравится это кому-то или нет.

Следующее, что мне хочется сказать о цикле - это феноменальная проработка героев. Они живые. Они дышат. У них нормальные человеческие эмоции. Они устают. Они психуют. Они порой сдаются. У них очень сложные отношения друг с другом. Тем, кто читал "Стальную крысу", отличие понятно. Мир "Инквизитора" состоит из людей, в то время как мир "Стальной крысы" - из кич-шаблонов. И если цикл Гаррисона считается классикой фантастики, то тем более имеет право претендовать на это звание "Профессия: инквизитор". Особенно если учесть, что при всем этом количество экшена в "Инквизиторе" поболе будет на единицу текста, это так, к слову...

С точки зрения эмоционального воздействия, драйва, "Инквизитор", конечно, проигрывает, например, васильевской "Войне за мобильность". Но тут нужно учесть, что эмоция "Войны" - она однозначна и однополярна, и это та же эмоция, что в "Душе одиночки" Ливадного - то есть эмоция боя, поединка, сражения. "Смерть или слава". Эмоция же "Инквизитора" - она многослойна, многозначна, многопланова. В определенных моментах мы проигрываем Васильеву, в определенных - выигрываем. Драйва в "Инквизиторе" - гораздо меньше, возможности найти свой слой удовольствия - скорее всего, больше.

При написании цикла авторами достигнута одна из сложнейших задач каждого фантастического произведения - реализм описания. Реализм психологический, эмоциональный, бытовой. Да, главный герой - Делла Берг - женщина, и описания тонких (хотя какая к черту особая тонкость у "хоббита", да еще и в не совсем однозначной и безопасной обстановке) душевных движений занимает далеко не последнее место в тексте. Впервые за большое-большое время мы видим героиню, которая гармонично сочетает в себе черты человеческие и черты геройские (в смысле "герой литературного произведения"). Естественно, суровые брутальные мужики будут плеваться. В людных местах. Но они же - брутальные, верно? Но потом, по ночам на кухне будут перечитывать...

Читать "Инквизитора" сложно потому, что он очень похож на реальную жизнь - такой же бестолковый и неоднозначный с точки зрения логики развития, и такой же затягивающий. Самое главное - разные герои книги - они действительно разные. Они психологически отличаются друг от друга. Как и в жизни все люди - разные.

И вот такая замечательная франшиза, понимаете ли, такой автор - и бух дверями! Чозахня?

Предатель, подлец, низабудем-нипрастим, всеравноинквизиторфигня, такиминадовыскочкам... Разные мнения, разные оценки. Но есть одна вещь, на которую никто не обратил внимания.

Те люди, которые "ходят на Дивова" - они продолжат. И тут главное, чтобы ходили мимо, а не на голову. Те люди, которые любят и ценят результат - они насладятся результатом. А читатели третьей категории, которым полюбилась Делла Берг - они, конечно, будут страдать и мучиться - но все равно следующую книгу прочитают. Потому что там Делла Берг, понимаете меня?

И здесь возникает вопрос - не пострадает ли качество текста?

Я думаю - не пострадает, и вот почему.

Возможная "просадка" аудитории, из-за изменения (возможно) стиля и акцентов, вовсе не будет катастрофической. Это связано с тем, что "хлопок дверью" автоматически реабилитирует возможные перемены в глазах читателей. Им кажется, что Олег поступил непорядочно в какой-то мере, и они заранее готовы простить автору следующего произведения (рабочее название - "Жизнь за царя") какое-то количество трудностей и ляпов. То есть, если следующая книга выйдет под фамилией Прокопчик - она будет иметь успех уже в силу данного момента. Во-вторых, Светлана сама по себе - отнюдь не овца безголовая. "Русские ушли" я пока не прочитал, но "Корректировщики" были мной прочитаны на одном дыхании. И вот что я скажу. Света писать может, и может писать хорошо. И только то, что она женщина (баба) и супруга известного писателя, а значит находится в его тени - не ставит ее в один ряд с Олегом. Мне трудно судить, кто выше, а кто ниже, это субъективно, но если выбирать между Прокопчик и Ливадным - я резко становлюсь лесбияном, мне бабы больше нравятся в данном контексте.

Прекрасно раскрученная франшиза дает Светлане шанс на свое громкое имя в литературе. И у нее есть стиль. И Делла Берг - это новый с точки зрения структуры персонаж в фантастике. В конце концов, почему бы не иметь женских фантастических романов, что это за ебанутый мужской шовинизм?

Вполне возможно, что сейчас мы наблюдаем рождение нового литературного жанра.

Лично я куплю и прочитаю следующую книгу цикла. Мне интересно. И думается мне, что я не разочаруюсь. И да - это не помешает мне наслаждаться творчеством Олега там, где оно будет стоить моего наслаждения. Потому что мне важно качество текста.

Ибо я тонкий ценитель и истинный знаток.

Tags: Культура, Личное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments