Фото с сайта Объединённой двигателестроительной корпорации
Это не слишком серьёзное на первый взгляд изделие, напоминающее бытовой пылесос, есть не что иное, как малогабаритный двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) 37-01, разработанный и выпускаемый серийно в НПО "Сатурн" (Рыбинск) и применяемый в качестве маршевого двигателя на КРБД. 3М14 комплекса "Калибр" (ОКБ "Новатор", Екатеринбург).. По данным от производителя 37-01 имеет следующие технические характеристики:
максимальная тяга – 450 кгс;
удельный расход топлива на максимальном режиме – 0,71 кг/кгс/час;
диаметр – 330 мм; длина – 850 мм; сухой вес – 82 кг;
используемое топливо – Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ (ссылка 2).
В это трудно поверить, но стратегическую крылатую ракету полётной массой около 1 300 кг со скоростью 850 км/час (0,7 М) несёт "движок" размером с дорожную сумку, который без труда могут поднять два человека (доля массы ТРДД в нагрузке масс ракеты – всего 6%). ©
Экономичность двигателя впечатляет не меньше его массогабаритных характеристик. При заявленном удельном расходе топлива запас горючего для полёта на полную дальность (1 500 км, 1 час 45 мин.) должен составлять 560 кг (около 45% от полётной массы) (*). Это означает, что 3М14 расходует 48 литров авиационного керосина на 100 км полёта, что соответствует расходу топлива КАМАЗа-6460 (ссылка 3) (**). ■
(*) Доля топлива в полётной массе ракеты не вызывает особых сомнений, т. к. на БЧ (450 кг) приходится 35% и, за вычетом ТРДД,. на планер, аппаратуру управления, рулевые приводы и прочее остаётся порядка 15%, которые представляются более-менее достоверными.
(**) По стоимости авиакеросин практически не отличается от дизельного топлива (ссылка 4). ©