Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Categories:

Рецензия: С.Павлов «Волшебный локон Ампары»


На днях в ЖЖ ТОП у меня отобрали крайне проходную рецензию на «Спектр» Сергея Лукьяненко. Видно СУПовским деятелям показалось, что я там пребольно пнул нынешнего гуру фантастики и его кумира и вождя. Слов нет, иронии в рецензии было хоть отбавляй, что, впрочем, не сделало её особо пронзительной. Ну, мы привычные, что ЖЖшный топ ещё тот убогий гадюшник, в который проще всего попасть пописывая унылые пасквили на существующую власть. Поэтому широкой публике достался обзор о том: почему С.Лукьяненко любит Путена, а не тот факт, что тот в погоне за шекелями тот подзабил, собственно, на саму фантастику. Взять того же Сергея Павлова. Если бы он жил исключительно только на гонорары от книг, то, боюсь, его цикл «Лунная радуга» умер бы, так и не родившись.

А перед нами коллеги одна из лучших НФ советского и постсоветского разлива. Нет, конечно, постперестроечные ветра повлияли на неё отнюдь не в сторону НФ, но, тем не менее, профессионализм автора выше всяких похвал. Вступительная же часть, где грагал Кир-Кор совершаем слэмпинг с космического лайнера и путешествует по тропическим островам Лавонгайского экзархата, пожалуй, идеальный вариант описания будущего, которому сложно нацепить какие-либо временные и пространственные рамки. Именно в ней ветры неизведанного грядущего веют с особой достоверностью.

В дальнейшем повествование выходит из этих рамок, а в грагале Кир-Коре узнаётся до боли знакомый интеллигент из конца 80-х и начала 90-х, с вполне известными тараканами в голове. Отличие от предыдущих книг в том, что изучение нового витка эволюции человечества, которая сконцентрировалась в грагалах (гражданин галактики) происходит не через космос, а через земные реалии. Налицо отход от первородства идеи космической экспансии и эволюции человека через неё. Учитывая экзистенциальный кризис от крушения СССР, задачей данного опуса являлось, прежде всего, осмысление не космического, а земного. Что, вполне, понятно: сначала надо разобраться дома, а уже потом лезть в другие просторы галактики.

Под это дело даже была собственная философия сварганена. Не сказать, чтоб совсем убогая, но и не сверкающая некой новизной. С одной стороны, это стремление к эволюции человеческого разума в ноосферу, с другой, странное пожелание того, чтобы эта эволюция пришла не от усилий земного человеческого сообщества, а как инициация сверху от посещения странного космофизического объекта типа Планара.

Эта инициация позволяет мудрым мужам восстанавливать мировую справедливость с виртуозностью хирургического лезвия, которое может беспроблемно отсекать здоровые ткани от омертвелых. То есть будут наказаны только волки, а невинные овцы будут здравствовать. Причём самих злодеев автор наказывает вполне себе заковыристыми способами. Сразу виден катарсис, который пережила наша гуманитарная и не только интеллигенция. Когда советский период с его непростыми экспериментами уже успели очернить, но неожиданно вместо гуманизма и духовных скреп получили в повестку дня страну бандитскую. Здесь очень смешно смотрится ряд моментов. Например, главзлодей Джугаш-Улья-Каганберья с монгольским разрезом глаз не более, чем расшифровка знакомых фамилий: Джугашвили, Ульянов, Каганович, Берия. А как схоже его «стояние в истине до конца» с «жизнью не по лжи». Тем не менее, это не дешёвый пасквиль на интеллигентные страдания переходного периода. Это весьма качественное описание многочисленных проблем, которые стоят перед автором. Это и идеологический вакуум после крушения СССР, который не столько привёл к царству свободы, сколько к его кризису. Это безверие в Бога, но и в свои силы тоже, которые пытаются заменить на благосклонность так же сил небесных и неведанных, что тоже в своём роде религиозный культ. В общем, довольно поучительный пример той каши, которая творилась в голове у нашей интеллигенции (в т.ч. и технической).

Чем хорошо Павлом - так это прекрасным визионизмом. Описание космических пейзажей – выше всяких похвал, а картины земного мира насыщены яркими образами и специализированной терминологией. Которая, впрочем, подходит на вкус не всем, но по мне, так это дополнительная изюминка в конструкте нового мира, которая только добавляет ему ауру незнакомости или новизны.

Ну, и что можно сказать ещё? Да-да, грагал Кир-Кор это Фандорин далёкого будущего. Точнее сказать его литературная предтеча, так как рождён он был всё-таки ранее Фандорина века 19-го. Это, скорее всего, Акунин сплагиатил идею о практически непобедимом интеллигенте, который миролюбиво принуждает зло к добру. Как пишут в таких случаях в титрах: участвующие в фильме звери – не пострадали. Именно после «Волшебного локона» Фандорин принялся кочевать из книги в книгу, из эпохи в эпоху.

И напоследок: почему, собственно, в этой рецензии я вспомнил о Лукьяненко? Павлов это переходная граница между качественной советской НФ и постсоветским экспериментом – дальше выиграла гонку попсовая потогонка. Павлов автор старой школы, который не может похвастаться обильной библиографией. Не желание автора (С.Лукьяненко) получить заслуженное вознаграждение ставлю я ему в вину (это как раз весьма справедливо), а тот факт, что стал он забывать, что качественная фантастика это не столько рыночное измерение, а закладка культурного базиса, который требует поддержки общества. Так как три романа С. Павлова из «Лунной радуги» переплёвывают напрочь творения большинства современных ударников книгопечатной макулатуры, которые только по недомыслию называются фантастикой.


Оригинал взят у wwold в Рецензия: С.Павлов «Волшебный локон Ампары»
Tags: Досуг, Культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments