Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Categories:

Изба в Вичуге

Пишет proofreader_z (proofreader_z)


Этот рисунок нетрудно встретить в сети. Автором его называют  Никанора Григорьевича Чернецова  одного из  братьев-художников  (оба уроженцы древнего города  Лух  и академики  ИАХ).
В 1838 году Чернецовы совершили путешествие по Волге, которое называют "первым художественным путешествием" по сей великой реке. Началось оно в районе Рыбинска и закончилось в 47 верстах до Астрахани. Длилось с мая по ноябрь.
Результатом поездки были несколько сотен этюдов и неслыханная "Панорама Волги", или как они сами называли "Параллель берегов", длинною 756 метров и 2.5 метра в высоту.
В 1862 г. исполнены рукописные (187 страниц) "Воспоминания", сопровождённые "123 рисунками пером, акварелью и  сепией". На титульном листе гербы губерний, через которые плыли: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Саратовской и Астраханской:



Оказывается, те "Воспоминания" издавались уже в наше время (1970), и я даже нашёл их в своей макулатуре:



По ходу дела путешественники отклонились от Волги и посетили родной Лух. Они пишут:
"В селе Вичуге ... мы видели дом, или русскую избу, с великолепным крыльцом, роскошно изукрашенную резьбою со всеми замысловатостями и гребнем поверху крыши на коньке. Подобных этому дому нам редко случалось видеть. Если рассмотреть внимательно внутренность русской избы, то увидишь в ней все на своем месте, все согласно с климатом и образом жизни, и все имеет свое назначение, приспособленное к необходимости и удобству. Печь, голбец, полати, лавки и пол представляют из себя разные климаты русской избы, в зимние трескучие морозы хозяин после трудов выбирает по потребности любое место и климат для своего отдохновения."

Чернецовым простительно было писать просто "в селе Вичуге", но современным издателям не мешало бы уточнить наивному читаелю, "в которой из двух". Конечно же в  Старой  ибо нынешней  Вичуги  в 1838-м ещё просто не было.

Кроме того, советское издание 70-х очень хиленькое (зато за 81 коп.), и изба там выглядит так:



Дело не только в плохой печати, это явно какой-то "упрощённый вариант", нет ворот, и народ не тусуется. На просторах инета нашлась и подсказка, говорят, в оригинале 1862-го типа "акварельная миниатюра" той избы. А во всем известном журнале "Зодчий" (март 1872) имеется статья  Льва Владимировича Даля,  сопровождённая чертежом с его личными "добавлениями":






Уже давно замечено, что статья подписана "В.Даль".  Встречается даже гипотеза,  типа мол, "Если это не ошибка, то её написал отец архитектора, великий Владимир Даль." Жаль разочаровывать, но конечно ошибка, ибо в оглавлении говорят именно об "Л.В" Дале. Точно так же и в предыдущем, февральском номере журнала - в оглавлении "Л.В.", а под статьёй "В."Даль. Потом редакторы исправились, и везде пошёл "Л.Даль".
Кстати, и в чертеже очепятка "изъ Альбома И.(!) Чернецова..."



Остаётся добавить, что уникальная "Параллель" Волги подносилась царю Николаю (1851), а "Воспоминания" - царю Александру (1862), но видимо, без особых "веских" результатов, ибо оба брата-академика умерли в нищете. Похоже, не только современных монархов интересуют только пушки с ракетами ...
Tags: Деревянная культура России.
Subscribe

Posts from This Journal “Деревянная культура России.” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments