Nemez_06 (nemez_06) wrote,
Nemez_06
nemez_06

Category:

Суперлайнер Лоусона — нереализованный «Airbus A380» времён Великой депрессии

На фоне новости о том, что Airbus прекращает производство A380, захотелось поглубже познакомиться с историей двухпалубной пассажирской авиации. И интересны не сколько летавшие самолёты, сколько смелые, но нереализованные по разным причинам проекты. Об одном из них, появившемся в США в годы Великой депрессии, мы сегодня и поговорим.


Airbus A380 в своём первом полёте. Фото: Pascal Le Segretain
Airbus A380 в своём первом полёте. Фото: Pascal Le Segretain





Lawson Airplane Company

После Первой мировой войны в США началось активное развитие мирного авиастроения. Строились новые или переделывались из списанных военных первые почтовые и гражданские самолёты. На волне этого бума в 1919 году Альфред Уильям Лоусон основал компанию Lawson Airplane Company, которая поставила перед собой амбициозную цель — создать первые авиалинии в Америке. Вполне себе рядовой факт, если бы не одна интересная деталь — в прошлом Лоусон был игроком и тренером по бейсболу.




Альфред Уильям Лоусон. Фото: Public Domain
Альфред Уильям Лоусон. Фото: Public Domain


Интересоваться авиацией Альфред Лоусон начал ещё до войны. В 1908 году он начал издавать один из первых авиационных журналов Fly (позже переименованный в Aircraft). Журнал издавался до 1914 года и подробно рассказывал о разработке первых американских аэропланов, о развитии только появившихся военно-воздушных сил и продвигал идею коммерческих перевозок.




Обложки журналов Fly и Aircraft. Фото: murderiseverywhere.blogspot.com
Обложки журналов Fly и Aircraft. Фото: murderiseverywhere.blogspot.com


Первым самолётом новой компании стал 18-местный пассажирский лайнер Lawson L-2. Для демонстрации возможностей и привлечения внимания на L-2 были выполнены полёты из Милуоки в Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон. Успешное преодоление маршрута общей протяжённостью в 3218 километров породило шквал публикаций в прессе и позволило компании собрать деньги на постройку новых, более амбициозных, самолётов.




Lawson L-2 в полёте. Фото: murderiseverywhere.blogspot.com
Lawson L-2 в полёте. Фото: murderiseverywhere.blogspot.com


Суперавиалайнер Lawson

Следующим лайнером стал огромный для своего времени Lawson L-4, также называемый Midnight Air Line. Разрабатываемый специально для рейсов Нью-Йорк — Чикаго, самолёт был сильно повреждён во время попытки первого полёта. Но нас больше интересует не «Полуночный авиалайнер», а куда более смелый проект.

Параллельно с ремонтом Lawson L-4, в 1926 году Lawson Airplane Company начинает работы над новым самолётом. Альфред Лоусон патентует конструкцию пассажирской кабины с двумя уровнями. Патент оформляется универсальным — для применения такой схемы не только в самолётах, но также в поездах и автобусах. Ну а в мастерских компании приступили к постройке суперавилайнера Lawson.




Проекции двухпалубного авиалайнера Lawson Airplane Company. Фото: Daniel Berek @ Flickr
Проекции двухпалубного авиалайнера Lawson Airplane Company. Фото: Daniel Berek @ Flickr


Cуперлайнер Lawson мог стать одним из первых такой конструкции и самым большим пассажирским самолётом своего времени. Гигантский биплан с размахом крыльев 60 метров и трёхкилевым хвостовым оперением. Если откинуть двухпалубность, то внешне он мне очень сильно напоминает британский Handley Page H.P.42. Т.к. H.P.42 появился на пару лет позже, то вполне возможно, что его конструкторы почерпнули идей у Lawson Airplane Company.




Cуперавиалайнер Lawson. Автограф самого Альфреда Уильяма Лоусона. Фото: cowanauctions.com
Cуперавиалайнер Lawson. Автограф самого Альфреда Уильяма Лоусона. Фото: cowanauctions.com


Большое внимание уделялось вопросу безопасности. По проекту суперлайнер должен был оснащаться 12 двигателями Liberty L-12 в тандемных парах — по 3 пары с каждой стороны. 8 двигателей были основными, а 4 — резервными. При необходимости механик мог выйти на крыло для починки двигателя. Также рассматривался вариант дозаправки «небесного гиганта» с самолётом меньших размеров, что могло существенно увеличить дальность полёта. Экипаж самолёта состоял из 6 человек.




Суперавиалайнер Lawson в разрезе. Фото: журнал Modern Mechanix, июль 1930 года
Суперавиалайнер Lawson в разрезе. Фото: журнал Modern Mechanix, июль 1930 года


Как и его предшественники, новый лайнер Lawson Airplane Company должен был перевозить пассажиров, почту и 4,5 тонны груза. Расчётная вместимость суперлайнера — 125 человек. На борту пассажиров ожидал высокий уровень комфорта — полноценные спальные места, туалеты, комната отдыха и ресторан. Инженеры задумались и об услуге «остановите здесь, я сойду» — в рекламном проспекте декларировалось, что пассажиры могли пересесть на борт небольшого самолёта и сойти с борта лайнера до прибытия в финальную точку маршрута.




Недостроенный фюзеляж суперлайнера Lawson. Фото: Museum of the City of New York
Недостроенный фюзеляж суперлайнера Lawson. Фото: Museum of the City of New York


Экономические расчёты, проведённые Lawson Airplane Company, показали годовую прибыль от эксплуатации 1 суперлайнера на рейсах Нью-Йорк — Чикаго в 3,066,000 долларов (46,101,410 современных долларов). Но проект появился не вовремя. В США вовсю бушевала Великая депрессия, компании разорялись одна за другой и желающих вложить 500 тысяч долларов в дерзкую идею Альфреда Лоусона не нашлось. Проект свернули после 1930 года на стадии постройки фрагмента фюзеляжа.




Cуперавиалайнер Lawson в полёте. Рисунок, современная колоризация. Фото: журнал Modern Mechanix, июль 1930 года
Cуперавиалайнер Lawson в полёте. Рисунок, современная колоризация. Фото: журнал Modern Mechanix, июль 1930 года


Суперлайнер Lawson так никогда не увидел неба. Но он стал ещё одним примером смелости инженерной мысли Золотого века авиации. Пройдёт немного времени и двухпалубные летающие лодки будут бороздить воздушный океан, а за ними со временем придут и реактивные лайнеры. Но это уже совсем другая история.








Найдено на просторах инета здесь - https://zen.yandex.ru/media/main_aerodrome/superlainer-lousona--nerealizovannyi-airbus-a380-vremen-velikoi-depressii-5c69e1e1b7060900afb9770c

Tags: Авиация и Космонавтика, Забытые страницы истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments